воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Эбру: рождение одного рисунка

Недавно я стала свидетелем волшебства: я присутствовала на мастер-классе по Эбру – искусству рисования на воде, или, как еще его называют, «турецкого мраморирования».

















Мастер класс проходил в рамках тематического вечера "НеобычнаяТурция", организованном авторами проекта БольшеЧемПутешествия/MoreThanTrips Наталией Агранат и Ириной Казаковцевой.



Турецкий вечер с демонстрацией искусства Эбру прошел в гостеприимном
пространстве НТО Вавилова в самом сердце Москвы, на Моховой - рядом с  Кремлем, Манежем, Александровским садом.



























Мастер Эдип родом из города Бурса, но последний год перед приездом в Москву провел в Аланье. Там наше знакомство не состоялось, хотя жили мы в соседних домах. Живя в Турции, я ничего и не знала об Эбру. И надо же было уехать из страны этого искусства, вернуться домой в Москву, чтобы однажды зимним предновогодним вечером погрузиться в мир турецкого мрамирования бумаги…


Большой кистью из конского волоса мастер как бы "разбрызгивает"
краски по поверхности воды.
Затем тонкой палочкой или гребенкой (лежит слева) гуляющими "туда-сюда" движениями наносятся разводы, которые и создадут эффект мрамора на воде, а потом и на бумаге. 

Так получается основа и фон рисунка.

В этой статье мне хочется «зафиксировать» те начальные знания, которыми поделился с нами мастер Эдип Асан. Последующие встречи, надеюсь, добавят множество интересных деталей об  этом искусстве, являющимся, по сути своей, целой философией. Ведь художник никогда не может предугадать или точно представить себе образ конечной картины – в процесс «вмешивается» неподвластная прогнозированию стихия воды. На мой взгляд, это именно тот фактор, который мы, живя в современном мегаполисе, стараемся всеми силами исключить из нашей жизни, пытаясь все спланировать, предопределить,  предусмотреть…


Конечно, существуют определенные приемы достижения художественных эффектов. Например, для изображения тюльпанов существует 15 различных техник. Нам, зрителям, сложно представить, что получится в следующую секунду из ряда разноцветных кружков на воде. Мастер же знает, в какой последовательности добавлять краски, чтобы достичь определенного изображения, будь то цветок или пейзаж.


Процесс создания рисунка, как маленькое чудо, никого не оставит равнодушным!
При создании произведений Эбру используется вода, но не простая. В течение нескольких дней в ней вымачиваются засушенные стебли растения семейства бобовых Астрагала (Geven, Kitre), а также туда добавляется порошок из корней орхидеи (тот же, что и в напиток салеп и в самое вкусное мороженое из города Мараш). Это увеличивает плотность воды, делая ее гелеобразной и немного клейкой на ощупь. С этой же целью можно также использовать экстракт красных морских водорослей (deniz kadaifi).








В Эбру всё вызывает одновременно интерес и трепет – кисти художник должен сам изготовить из веток розового куста и волос конского хвоста (при этом конь должен быть маститым – чем старше животное, тем жестче будет кисть); так же, как и натуральные краски из минералов и растений. Сейчас добавились и краски химического происхождения. Для того чтобы краска не тонула, а оставалась на поверхности воды, в нее добавляется … желчь. Специалисты говорят, что желчь – это главный секрет техники Эбру. От нее зависит не только «плавучесть» красок. Например, если влить слишком много желчи в краску, то со временем ее цвет может испортиться.


Теперь нужно перевести рисунок с воды на бумагу.
Для этого используется специальная непромокаемая бумага,
очень гладкая с обеих сторон.



Мастер Эдип лишь слегка приоткрыл нам завесу тайн Эбру. Разве за два часа возможно постичь философию древнего восточного искусства?

Комментариев нет:

Отправить комментарий