воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Большое видится на расстоянии

Новости из Стамбула



В течение прошлого года я приезжала в Стамбул пару раз всего на несколько дней. Поэтому, совершая прогулки по городу в каждый мой приезд, я видела много изменений, в крупном и мелком масштабе. Ведь когда они происходят рядом с нами, мы порой их и не замечаем. А приезжая в Стамбул время от времени, все изменения бросаются в глаза. Так сказать, «большое видится на расстоянии».









Вот несколько новостей и иллюстрации к ним.


Начну с малого. По всему городу появились скамейки в виде раскрытых книг. Видела я их и раньше, но теперь их стало значительно больше. 


Вообще, турецкая нация не очень уж читающая. Жителям и гостям города именно таким образом дали возможность  прикоснуться к литературному наследию…

***
Увидев вот такую огромную чайку, я была слегка озадачена – что это? И уж сама ни за что бы не догадалась, что это … - современный таксофон. Ведь в Москве они повсеместно демонтированы. Мне и в голову не приходила мысль о том, что они могут быть возрождены с новыми функциями. Есть в Стамбуле таксофоны и в виде адидасовской бутсы, но я приняла этот огромный кроссовок за обычную рекламу и не удостоила внимания. Лишь позже узнала, что это новые телефонные будки.



***
Надо отметить, что основные изменения в городе произошли под землей…
Начну с площади Таксим. Когда мы гуляли по парку Гези и по площади Таксим в январе 2013 года, местность выглядела вот так.


Полным ходом шли строительные работы.


Теперь же строительство завершено, все транспортные коммуникации проходят под землей.




"Официальные лица" в оранжевых спецовках - вероятно, сотрудники метрополитена - объявили мне, что фотографировать здесь запрещено. Фотографировать пришлось "из-под полы", фотографии получились не совсем качественные. На мой взгляд, запрет очень странный...

Разве не похоже на «цистерны» - древние подземные хранилища воды, в которых сотни колонн поддерживают своды...
 А так теперь выглядят просторы на поверхности в районе площади Таксим. Эта просторная пешеходная зона возникла на месте автодороги с четырьмя полосами движения. 




***
Построены десятки километров подземных переходов и удобных пересадок из метро на общественный наземный транспорт. Раньше для того, чтобы пересесть из метро на автобусы, приходилось пересекать несколько дорог с оживленным движением, маневрировать между машинами, стоявшими в пробках на перекрестках, балансировать на бордюрах (чуть не использовала питерское словечко «поребрик»!) узких кривых тротуаров, чтобы добраться до остановки нужного автобуса или «минибюса» - маршрутного такси в нашем понимании. А представьте себе, что вы при этом тащите за собой чемодан весом в 23 кг (норма провоза багажа в самолетах «Аэрофлота»), заполненный сувенирами и мелочами для друзей… 


Теперь же созданы транспортно-пересадочные узлы, где можно совершить почти километровую комфортабельную поездку-прогулку на горизонтальных эскалаторах, подняться на остановку в огромном не перегруженном даже в час-пик лифте. Красота!

В переходах и на выходах из метро обозначены
 специальные места для музыкантов.

Подземные переходы настолько длинны, что поражают воображение.
 Фотокамера не может передать всю глубину подземного вида.
***
Конечно, самый грандиозный из завершенных подземных проектов – это Мармарай (Marmaray), не просто подземная, но и подводная линия метро в Стамбуле, проходящая под проливом Босфор. Но оставим эту тему для следующего поста (здесь потом будет ссылка - даже целых две: раз и два). Отмечу лишь, что в настоящее время ведется строительство автомобильной дороги под проливом, которая пройдет параллельно рельсовому пути, но не рядом, а на некотором отдалении от него.


***
Удалось мне бросить взгляд и на строительство третьего моста через Босфор. Мост назван именем султана Селима Явуза (Грозного), отца Сулеймана Великолепного. Планируется, что мост будет двухярусным. Уже возведены две «ноги»-опоры подвесного моста. Он соединит две части света на севере пролива, почти у самого выхода в Черное море. В том же районе, на европейской стороне, будет построен и третий аэропорт Стамбула. Земля сильно поднялась в цене в этом отдаленном пригороде. Посмотрим, что там будет через год-два…


Новый мост можно увидеть из деревеньки Анадолу Кавагы (Anadolu Kavağı), поднявшись на холм с башнями древней византийской, а затем генуэзской крепости.

Местные жители тоже интересуются ходом строительства моста. 
Всякий раз, когда я оказываюсь в этой точке на севере Босфора, здесь пасмурная погода, даже летом. В Турции говорят, что на Черном море всегда идут дожди. Видимо, так оно и есть.

***
То ли еще будет! Завершает парад «планов громадье» проект строительства искусственного канала, который соединит Черное море с Мраморным. Звучит знакомо – да ведь это же получится дублер Босфора! В планах современного руководства Турции использовать канал в коммерческих целях для увеличения грузопотока. Интересно, как это скажется на уровне воды в морях и на течении в самом Босфоре. Поживем - увидим.

Север Босфора у выхода в Черное море. Даже несмотря на облачную погоду, видна проложенная магистраль по обе стороны пролива, ведущая с третьему мосту. 

2 комментария:

  1. Лена, спасибо большое за интересный рассказ. В первый раз я посетила Стамбул в конце 90-х. В последний раз была 2 года назад. Поразилась, как изменился город.
    Посмотрев Ваши фото и прочитав комментарии к ним, я поняла, что Стамбул постоянно меняется, хорошеет. Обязательно слетаю туда еще раз (а может и не раз :) )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо, что заходите на блог. Действительно, город удивительный... Сейчас там моя мама, одна. Уехала на целый месяц и знакомится с городом уже не как турист. Ей тоже очень нравится.
      Татьяна, если у Вас есть вопросы или интересующие Вас темы (по турецкой тематике), дайте знать. Обязательно "освещу":)

      Удалить