Новости из Стамбула
В течение прошлого года я приезжала в Стамбул пару раз всего на несколько дней. Поэтому, совершая прогулки по городу в каждый мой приезд, я видела
много изменений, в крупном и мелком масштабе. Ведь когда они происходят рядом с
нами, мы порой их и не замечаем. А приезжая в Стамбул время от времени, все
изменения бросаются в глаза. Так сказать, «большое видится на расстоянии».
Вот несколько новостей и иллюстрации к ним.
Начну с малого. По всему городу появились скамейки в виде
раскрытых книг. Видела я их и раньше, но теперь их стало значительно больше.
Вообще, турецкая нация не очень уж читающая. Жителям и гостям города именно таким образом дали возможность прикоснуться к литературному наследию…
***
Увидев вот такую огромную чайку, я была слегка озадачена –
что это? И уж сама ни за что бы не догадалась, что это … - современный
таксофон. Ведь в Москве они повсеместно демонтированы. Мне и в голову не
приходила мысль о том, что они могут быть возрождены с новыми функциями. Есть в
Стамбуле таксофоны и в виде адидасовской бутсы, но я приняла этот огромный
кроссовок за обычную рекламу и не удостоила внимания. Лишь позже узнала, что
это новые телефонные будки.
***
Надо отметить, что основные изменения в городе произошли под
землей…
Начну с площади Таксим. Когда мы гуляли по парку Гези и по
площади Таксим в январе 2013 года, местность выглядела вот так.
Полным ходом шли строительные работы.
Теперь же строительство завершено, все транспортные
коммуникации проходят под землей.
"Официальные лица" в оранжевых спецовках - вероятно, сотрудники метрополитена - объявили мне, что фотографировать здесь запрещено. Фотографировать пришлось "из-под полы", фотографии получились не совсем качественные. На мой взгляд, запрет очень странный...
Разве не похоже на «цистерны» - древние подземные хранилища воды, в которых сотни колонн поддерживают своды...
|
А так теперь выглядят просторы на поверхности в районе площади Таксим. Эта просторная пешеходная зона возникла на месте автодороги с четырьмя полосами движения.
***
Построены десятки километров подземных переходов и удобных
пересадок из метро на общественный наземный транспорт. Раньше для того, чтобы
пересесть из метро на автобусы, приходилось пересекать несколько дорог с
оживленным движением, маневрировать между машинами, стоявшими в пробках на
перекрестках, балансировать на бордюрах (чуть не использовала питерское
словечко «поребрик»!) узких кривых тротуаров, чтобы добраться до остановки
нужного автобуса или «минибюса» - маршрутного такси в нашем понимании. А
представьте себе, что вы при этом тащите за собой чемодан весом в 23 кг (норма
провоза багажа в самолетах «Аэрофлота»), заполненный сувенирами и мелочами для друзей…
Теперь же созданы транспортно-пересадочные узлы, где можно совершить
почти километровую комфортабельную поездку-прогулку на горизонтальных
эскалаторах, подняться на остановку в огромном не перегруженном даже в час-пик
лифте. Красота!
В переходах и на выходах из метро обозначены специальные места для музыкантов. |
Подземные переходы настолько длинны, что поражают воображение. Фотокамера не может передать всю глубину подземного вида. |
***
Конечно, самый грандиозный из завершенных подземных проектов
– это Мармарай (Marmaray), не
просто подземная, но и
подводная линия метро в Стамбуле, проходящая под проливом Босфор. Но оставим
эту тему для следующего поста (здесь потом будет ссылка - даже целых две: раз и два). Отмечу лишь, что в
настоящее время ведется строительство автомобильной дороги под проливом,
которая пройдет параллельно рельсовому пути, но не рядом, а на некотором
отдалении от него.
***
Удалось мне бросить взгляд и на строительство третьего моста
через Босфор. Мост назван именем султана Селима Явуза (Грозного), отца Сулеймана Великолепного. Планируется, что мост будет двухярусным. Уже возведены две «ноги»-опоры подвесного моста. Он соединит две
части света на севере пролива, почти у самого выхода в Черное море. В том же
районе, на европейской стороне, будет построен и третий аэропорт Стамбула.
Земля сильно поднялась в цене в этом отдаленном пригороде. Посмотрим, что там
будет через год-два…
Новый мост можно увидеть из деревеньки Анадолу Кавагы (Anadolu Kavağı), поднявшись на холм с башнями древней византийской, а затем генуэзской крепости.
Местные жители тоже интересуются ходом строительства моста. |
Всякий раз, когда я оказываюсь в
этой точке на севере Босфора, здесь пасмурная погода, даже летом. В Турции говорят, что на Черном море всегда идут дожди. Видимо, так оно и есть.
***
То ли еще будет! Завершает парад «планов громадье» проект
строительства искусственного канала, который соединит Черное море с Мраморным.
Звучит знакомо – да ведь это же получится дублер Босфора! В планах современного
руководства Турции использовать канал в коммерческих целях для увеличения
грузопотока. Интересно, как это скажется на уровне воды в морях и на течении в
самом Босфоре. Поживем - увидим.
Север Босфора у выхода в Черное море. Даже несмотря на облачную погоду, видна проложенная магистраль по обе стороны пролива, ведущая с третьему мосту. |
Лена, спасибо большое за интересный рассказ. В первый раз я посетила Стамбул в конце 90-х. В последний раз была 2 года назад. Поразилась, как изменился город.
ОтветитьУдалитьПосмотрев Ваши фото и прочитав комментарии к ним, я поняла, что Стамбул постоянно меняется, хорошеет. Обязательно слетаю туда еще раз (а может и не раз :) )
Татьяна, спасибо, что заходите на блог. Действительно, город удивительный... Сейчас там моя мама, одна. Уехала на целый месяц и знакомится с городом уже не как турист. Ей тоже очень нравится.
УдалитьТатьяна, если у Вас есть вопросы или интересующие Вас темы (по турецкой тематике), дайте знать. Обязательно "освещу":)