пятница, 28 августа 2015 г.

Между Азией и Европой

Почему я бегу Стамбульский марафон

Последние лет десять я не очень люблю бегать. Но все же я подписалась на Стамбульский бывш. Евразийский марафон, теперь в рекламных целях имени Водафон. Состоится он  15 ноября 2015 года. Правда, я бегу укороченный вариант марафона – всего 10 км, а не 42.
И всё потому, что другой возможности попасть своим ходом  на мост через Босфор нет.

Пару лет назад был период в моей жизни, когда я каждый день дважды пересекала Босфор. На автобусе. По мосту. И наслаждалась мгновениями, пока автобус ехал по мосту, пытаясь вобрать в себя все открывающиеся бескрайние виды.


И каждый раз, когда водная гладь под мостом сменялась твердой землей, читала столь особый знак дорожного движения «Добро пожаловать в Азию» или «Добро пожаловать в Европу». Это может происходить сколь угодно много раз, но всякий раз это завораживает, всякий раз - особый, всякий раз – как волшебство.



Однажды в автобусе я услышала разговор двоих молодых людей лет по 19-20. Автобус уже съехал с моста вниз к проливу и продолжал свой маршрут вдоль Босфора. Вдруг за мной раздался голос турецкого молодого человека (это значит, что всю дорогу над Босфором они молчали и смотрели на открывающийся вид): «Всякий раз, когда проезжаю по мосту, дух захватывает! Какая же красота! К этим видам невозможно привыкнуть, всякий раз смотришь, как в первый раз. В каком-же удивительном месте планеты мы живем…» Я знала, что турки сентиментальны, но такие душевные откровения все равно не ожидала услышать в автобусе. (Да простит меня Аллах за то, что я стала невольным слушателем этого разговора!)

Босфорский мост. Вид с холма Чамлыджа

Конечно, есть и другие способы пересечения Босфора, например, на паромах. Раньше они перевозили не только пассажиров, но и их автомобили. Или на «моторах» - небольших катерах, снующих между берегами Босфора на всем его протяжении. Но эти способы не захватывают дух так, как пересечение пролива по мостам.

Предыдущее поколение марафонцев



Иного пути попасть пешим ходом на мост, чем пробежать Марафон, нет. Все три дистанции Марафона  10, 15 и 42 км лежат из Азии в Европу по Босфорскому мосту. Этот мост еще традиционно называют «первым» мостом через пролив. На турецком языке мост называется Boğaziçi köprüsü (проверьте, как вы читаете по-турецки, должно получиться «Боазичи кёпрюсю»).


Вот что написано о мосте в Википедии:
"Длина моста — 1560 метров, длина основного пролёта 1074 метров, ширина моста — 33 метра, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра.
Закладка моста, запланированная ещё в 1950 году, была осуществлена 20 февраля 1970 года. Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд Инжиниринг, на строительство моста ушло 200 миллионов (1.06 млрд с учетом инфляции на 2015 г.) – интересно, в какой валюте?))) Википедия «проморгала» такую недосказанность – прим. Автора.
Босфорский мост.  Фото 1973 года
Ежесуточно через мост проходят более 200 000 единиц транспорта, перевозящих около 600 000 пассажиров. На момент открытия в 1973-м году, Босфорский мост был 4-м в списке самых длинных висячих мостов в мире и самым длинным за пределами США. В настоящее время мост считается 22 мостом в мире по своей длине. Проезд по мосту платный, проход по мосту пешеходам закрыт (в связи с тем, что мост регулярно пытались использовать для совершения самоубийств)."
Открытие моста состоялось 30 октября в 12:00 дня в 1973 году, к 50-летию установления Турецкой Республики.


Кроме спортивных дистанций, в день проведения Марафона гражданам Турции предлагается и пешая прогулка через мост (протяженность маршрута - 8 км).
Очевидцы говорят, что это похоже на карнавал. А по-нашему, на демонстрацию)

При строительстве были предусмотрены  лифты для подъема пешеходов на мост. Они были встроены в «ноги» - опоры моста. Но действительно, с  1975 года вход для пешеходов на мост закрыт. Мост предназначен только для автомобильного движения. Остановка на мостах запрещена (о стоянке я даже не упоминаю – тем более!) На въезде и выезде с мостов дежурят наряды полиции. Для быстрого передвижения по мосту у них имеется дополнительная полоса и маленький юркий Cooper


Транспорт безостановочно следует по мосту круглые сутки. И есть только одна дата и одна минута, на которую движение по мостам замирает – это момент смерти Мустафы Кемаля Ататюрка – 10 ноября в 9 часов 5 минут. В течение этой минуты не переставая гудят клаксоны автомобилей, отдавая дань основателю современной Турецкой Республики.


Если вдруг в Новый год полночь застигнет водителей на мосту, некоторые останавливаются и пытаются вылезти из машины, чтобы криками и гиканьем встретить Новый год. За это удовольствие – штраф. Но зато есть шанс попасть «в телевизор». Каждый год в новостях за 1 января есть такие репортажи со стамбульских мостов.

Иногда Босфор накрыт, как одеялом,  плотным слоем тумана,
пришедшего со стороны Черного моря.


Обычно поездка по мосту занимает не более минуты. Я предпочитаю ездить по мосту на автобусе – высоко сидишь или стоишь, больше обзор, а если водитель занял крайний правый ряд – то это настоящая удача. Из окон легкового автомобиля Босфора почти не видно. Зато увидишь длинные «ноги» опор моста, взмывающие высоко в небо, и заветный знак-приглашение в другую часть света. 


Пройти по мосту над Босфором – моя мечта. И скоро она осуществится, пусть и в ускоренном варианте  - бегом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий