Почему я бегу Стамбульский марафон
Последние лет десять я не очень люблю бегать. Но все же я подписалась на Стамбульский бывш. Евразийский марафон, теперь в рекламных целях имени Водафон. Состоится он 15 ноября 2015 года. Правда, я бегу укороченный вариант марафона – всего 10 км, а не 42.
Последние лет десять я не очень люблю бегать. Но все же я подписалась на Стамбульский бывш. Евразийский марафон, теперь в рекламных целях имени Водафон. Состоится он 15 ноября 2015 года. Правда, я бегу укороченный вариант марафона – всего 10 км, а не 42.
И всё потому, что другой возможности попасть своим ходом на мост через Босфор нет.
Пару лет назад был период в моей жизни, когда я каждый день
дважды пересекала Босфор. На автобусе. По мосту. И наслаждалась мгновениями,
пока автобус ехал по мосту, пытаясь вобрать в себя все открывающиеся бескрайние
виды.
И каждый раз, когда водная гладь под мостом сменялась
твердой землей, читала столь особый знак дорожного движения «Добро пожаловать в
Азию» или «Добро пожаловать в Европу». Это может происходить сколь угодно много
раз, но всякий раз это завораживает, всякий раз - особый, всякий раз – как
волшебство.
Однажды в автобусе я услышала разговор двоих молодых людей
лет по 19-20. Автобус уже съехал с моста вниз к проливу и продолжал свой
маршрут вдоль Босфора. Вдруг за мной раздался голос турецкого молодого человека
(это значит, что всю дорогу над Босфором они молчали и смотрели на
открывающийся вид): «Всякий раз, когда проезжаю по мосту, дух захватывает!
Какая же красота! К этим видам невозможно привыкнуть, всякий раз смотришь, как
в первый раз. В каком-же удивительном месте планеты мы живем…» Я знала, что
турки сентиментальны, но такие душевные откровения все равно не ожидала
услышать в автобусе. (Да простит меня Аллах за то, что я стала невольным
слушателем этого разговора!)
Босфорский мост. Вид с холма Чамлыджа |
Конечно, есть и другие способы пересечения Босфора, например, на
паромах. Раньше они перевозили не только пассажиров, но и их автомобили. Или на
«моторах» - небольших катерах, снующих между берегами Босфора на всем его
протяжении. Но эти способы не захватывают дух так, как пересечение пролива по
мостам.
Предыдущее поколение марафонцев |
Иного пути попасть пешим ходом на мост, чем пробежать Марафон, нет. Все три дистанции Марафона 10, 15 и 42 км лежат из Азии в Европу по Босфорскому мосту. Этот мост еще традиционно называют «первым» мостом через пролив. На турецком языке мост называется Boğaziçi köprüsü (проверьте, как вы читаете по-турецки, должно получиться «Боазичи кёпрюсю»).
Вот что написано о мосте в Википедии:
"Длина моста — 1560
метров, длина основного пролёта 1074 метров, ширина моста — 33 метра,
высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности
воды — 64 метра.
Закладка моста, запланированная
ещё в 1950 году, была
осуществлена 20 февраля 1970 года.
Мост был сооружен немецкой фирмой Хохтиф и английской фирмой Кливленд
Инжиниринг, на строительство моста ушло 200 миллионов (1.06 млрд с учетом
инфляции на 2015 г.) – интересно, в какой
валюте?))) Википедия «проморгала» такую недосказанность – прим. Автора.
Босфорский мост. Фото 1973 года |
Ежесуточно через мост проходят
более 200 000 единиц транспорта, перевозящих около 600 000 пассажиров. На
момент открытия в 1973-м году, Босфорский мост был 4-м в списке самых длинных
висячих мостов в мире и самым длинным за пределами США. В настоящее время мост
считается 22 мостом в мире по своей длине. Проезд по мосту платный, проход по
мосту пешеходам закрыт (в связи с тем, что мост регулярно пытались использовать
для совершения самоубийств)."
Открытие моста состоялось 30 октября в 12:00 дня в 1973 году,
к 50-летию установления Турецкой Республики.
При строительстве были предусмотрены лифты для подъема пешеходов на мост. Они были
встроены в «ноги» - опоры моста. Но действительно, с 1975 года вход для пешеходов на мост закрыт.
Мост предназначен только для автомобильного движения. Остановка на мостах
запрещена (о стоянке я даже не упоминаю – тем более!) На въезде и выезде с
мостов дежурят наряды полиции. Для быстрого передвижения по мосту у них имеется
дополнительная полоса и маленький юркий Cooper.
Транспорт безостановочно следует по мосту круглые
сутки. И есть только одна дата и одна минута, на которую движение
по мостам замирает – это момент смерти Мустафы Кемаля Ататюрка – 10 ноября в 9
часов 5 минут. В течение этой минуты не переставая гудят клаксоны
автомобилей, отдавая дань основателю современной Турецкой Республики.
Если вдруг в Новый год полночь застигнет водителей на мосту,
некоторые останавливаются и пытаются вылезти из машины, чтобы криками и
гиканьем встретить Новый год. За это удовольствие – штраф. Но зато есть шанс
попасть «в телевизор». Каждый год в новостях за 1 января есть такие репортажи
со стамбульских мостов.
Иногда Босфор накрыт, как одеялом, плотным слоем тумана, пришедшего со стороны Черного моря. |
Обычно поездка по мосту занимает не более минуты. Я
предпочитаю ездить по мосту на автобусе – высоко сидишь или стоишь, больше
обзор, а если водитель занял крайний правый ряд – то это настоящая удача. Из
окон легкового автомобиля Босфора почти не видно. Зато увидишь длинные «ноги»
опор моста, взмывающие высоко в небо, и заветный знак-приглашение в другую
часть света.
Пройти по мосту над Босфором – моя мечта. И скоро она
осуществится, пусть и в ускоренном варианте - бегом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий