О Турции с любовью: Приключения Святой Елены в Москве

четверг, 2 июня 2016 г.

Приключения Святой Елены в Москве

Всем Еленам посвящается

Лукас Кранах Старший.
Святая Елена
Если вдруг кто-то из читателей не знает, зовут меня Елена. Родилась я в конце мая, соответственно, тезоименитство – по простому, именины – я отмечаю в день Святых Равноапостольных Елены и Константина. В Русской православной церкви их чествуют 3 июня (21 мая по старому стилю). Мне нравится, что из всех святых Елен (а всего их восемь в Святцах) моей покровительницей является Елена Константинопольская, что еще теснее связывает меня с одноименным градом.

Прежде чем продолжить главную тему статьи, напишу от себя несколько слов именно об этой Елене. В первую очередь, праздник эта святая отмечает совместно со своим сыном, Константином I – римским императором, основателем современного Константинополя-Стамбула. Здесь смею заметить, что очень часто встречаюсь с заблуждением, что Елена – это супруга Константина. Пожалуйста, не извращайте отношения между матерью и сыном!


Если вы уже заметили, то по сравнению со многими другими святыми перед именами Елены и Константина есть еще слово «равноапостольные». Это значит, приравненные - по величине заслуг и значению – к апостолам. Ну, как звезды первой величины.
«В чинах святости христианских подвижников благочестия особо выделяют святых равноапостольных людей. Это те лица, которые подобно апостолам потрудились в деле проповеди христианской веры. Именно поэтому такое именование Церковь даровала этим людям. Стоит отметить, что жизнь этих людей была наглядным примером христианской святости и благочестия после того, как эти люди уверовали во Христа.
Многие равноапостольные были царями и императорами различных государств и империй. Например, Константин I Великий (IV век) был императором Римской империи. Именно он в 312 году издал Миланский эдикт, благодаря которому прекращались гонения на христиан. Равноапостольный Константин Великий сделал христианство главной религией Римской, а затем и Византийской империи. Равноапостольной называется и его мать - святая царица Елена. Она обрела крест, на котором был распят Христос в Иерусалиме". Источник здесь


Кстати, таких звезд первой христианской величины среди женщин совсем немного – этого высокого звания удостоились всего шесть святых женщин.
Вот весьма краткий перечень прижизненных заслуг Елены Равноапостольной:
«В 326 году, уже в немолодых летах, она отправляется в Иерусалим, чтобы найти Голгофу, место, где был распят Спаситель. Очень долго она не могла его отыскать, пока не встретила одного старенького иудея. Он сообщил ей, что Крест Господень находится прямо под языческим храмом, который воздвигли на месте распятия Христа. По ее повелению стали проводиться раскопки. В результате были обнаружены три креста. В том числе и Крест Спасителя. 
     Святая Елена решила построить на месте Гроба Господня, на месте обретения Креста храм небывалой красоты и величины. Его строительство продолжалось почти 10 лет. 13 сентября по старому стилю (26 сентября по н.с.) 335 года окончилось возведение Храма в честь Воскресения Христова, на следующий же день, сюда торжественно был внесен Животворящий Крест Господень. Именно поэтому ежегодно 27 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Равноапостольные царь Константин и мать его царица Елена
чаще всего именно поэтому изображаются у Креста или с Крестом

     Равноапостольная царица Елена построила множество храмов на Святой земле. Среди них Храм Воскресения и Гроба Господня (именно в нем сходит благодатный огонь каждую пасхальную ночь), храм в Вифлееме (там , где Христос родился),  на Елеонской горе (церковь над местом Вознесения Христа). 
     Святая Елена скончалась в глубокой старости на руках своего сына Константина Великого. Сегодня ее мощи покоятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже».  (Добавлю, что там хранится только часть мощей. Приключения святых мощей, в том числе, и Елены, – это отдельная тема для расследования. Путеводитель по теме – прекрасное произведение Умберто Эко «Баудолино». Если еще не читали, то это большое упущение с вашей стороны.)

Но за всё время, что я живу под именем моей великой покровительницы, ни разу не довелось мне посетить ни одного храма в честь моей Святой.
И вот, решив устранить данное упущение, я решила найти и посетить посвященный моим святым храм. Начала я поиски, конечно же, в Москве. Оказалось, что ни одной уцелевшей исторической церкви или храма на территории нашего мегаполиса нет… Обнаружился только Приход Святых равноапостольных Константина и Елены в Митино, храм которого только строится. Таким образом, это был взгляд в будущее.
Проект в Митино.
А что же в прошлом в представительстве Святой Елены на территории Москвы? Вот что удалось обнаружить – ни много ни мало, Церковь Святых Константина и Елены на территории самого Московского Кремля. Краткую справку из Википедии и других Интернет-источников привожу здесь почти полностью:

Церковь Святых Константина и Елены — церковь, существовавшая в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней. Уничтожена в 1928 году.
Московская церковь во имя этих святых, по преданию, появилась в Кремле во времена великого князя Дмитрия Донского. Она была выстроена близ проездной тогда башни, которая называлась Тимофеевской - по находившемуся рядом с ней двору боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова. Теперь его имя вновь носит одна из маленьких улочек старой Москвы - Воронцово Поле.
Через ворота Тимофеевской башни войско Дмитрия Донского по принятии благословения в Кремле вышло на Куликовскую битву, и через них же великий князь с воинами вернулся обратно в Кремль с победой. Однако в старинных документах встречается и другое имя этих кремлевских башенных ворот - Константино-Еленинские, упоминаемое при построении новых белокаменных стен Кремля между 1362 и 1367 г.г. Значит, тогда церковь Константина и Елены уже стояла в Кремле, что и дало историкам возможность условно определить время ее возведения периодом княжения Дмитрия Донского. Она стояла поблизости от главного и самого крупного древнемосковского торжища, которое находилось около современного Москворецкого моста.
Константино-Еленинская башня Московского Кремля

А ныне существующую кремлевскую Константино-Еленинскую башню возвел в 1490 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари, который спустя всего год построил главную Спасскую башню. А Константино-Еленинская башня в то время была не только боевая, но и проездная, с воротами, ведущими в Кремль. В XVIII столетии проезд уничтожили, так как в самой башне и в наружных пристройках рядом с ней с конца XVII столетия устроили так называемый "Константиновский застенок" и разместили временные тюрьмы Розыскного приказа. Там чинили дознания не только за разбои, но и за незаконную торговлю вином и табаком.
Сама же Константино-Еленинская церковь впервые достоверно упоминается в летописи в 1470 году - при описании пожара, который начался близ нее в Кремле, "внутри города на подоле". Тогда еще она была деревянной, и потом возобновлялась лично матерью Ивана Грозного, царицей Еленой Глинской, которая обустраивала кремлевский храм, освященный по ее именинам.

В 1651 году было велено возвести её каменное здание. В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. «В 1738 г. ремонтировалась после пожара архитектором И. М. Мичуриным. В 1756 г. ремонтировалась под наблюдением кн. Д. В. Ухтомского»; был сделан новый иконостас и расписаны стены храма. С 1778 года известен придел Николая Чудотворца.
Церковь хотя не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году она была отремонтирована и 26 сентября 1837 года освящена митрополитом Филаретом.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлёвского сада».
В 1928 году церковь Святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928—1930 годах.
Таким образом, Константин и мать его Елена почитались на Руси с древнейших времен. В русских селах по традиции "на Олену и Константина" (21 мая по старому - 3 июня по новому стилю) сеяли лен и гречиху.

Одна из икон Константино-Еленинского храма — «Нечаянная радость» — попала сначала в храм Воскресения Христова в Сокольниках, а в 1944 году была перенесена в  храма Ильи Обыденного, где она ныне и находится (2-ой Обыденский переулок). Кстати, по интересному совпадению, празднование этой чудотворной иконы происходит тоже 3 июня (21 мая по старому стилю).
Со временем обязательно иллюстрирую эту страничку собственными фотографиями этой иконы и, конечно же, Константино-Еленинской башни Кремля.

После таких нечаянных и нерадостных новостей о судьбе храма в родном городе я решила, что будет перспективнее поискать таковые в городе самого Константина. Поэтому место действия следующей статьи – Стамбул – Константинополь.
А сейчас, пользуясь случаем, поздравляю Елен, Леночек, Ленок, Ленусек, Олён и Алён, знакомых и незнакомых, с именинами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Flag Counter