С благодарностью моей сестре Алле
Немецкий оперный продюсер Хельмут Хайн (Helmut Hein) на Красной площади, на фоне мавзолея, 2007 г. |
***
Статуи-колоссы мужчины и женщины, найденные при раскопках в Бодруме в 1856 году. Принято считать, что это Мавсол и жена его Артемисия. |
Жил да был в незапамятные времена, а точнее, в IV веке до
н.э. в Карии - провинции древнего персидского государства, сатрап* Мавсол. И была у него жена и одновременно родная его сестра Артемисия. Царь
Мавсол был весьма независимым от ахеменидской Персии правителем** и преклонялся
перед эллинистической культурой соседней Греции. В целях расширения своих
владений за счёт близлежащих греческих островов он перенёс столицу Карии на
побережье, в город Галикарнас. Он расширил и укрепил город, возвел дворцы,
театры и городские стены. Но решил сатрап увековечить память и о себе. И
родился у них с женой-сестрой замысел строительства великолепной усыпальницы, который
они и осуществили частично при жизни царя, частично после его смерти, во время
двухгодичного правления Артемисии.
Статуя Мавсола. Высота - 3 метра. Скульптура собрана как минимум из 77 фрагментов! |
Мавзолей простоял более 15 столетий, пока в XIII веке не был разрушен сильным землетрясением.
Статуя Артемисии. Высота - 2,67 метра. Предполагается, что всего в мавзолее было 36 огромных портретных фигур. |
Наступила эпоха крестоносцев, и в XV веке на территории древнего города Галикарнас рыцари-иоанниты, они же госпитальеры, построили сильно укрепленный замок. В качестве строительного материала очень пригодились и руины обрушившейся усыпальницы.
Опустим несколько столетий славной истории замка Святого Петра, и вернемся в городок Османской империи Бодрум – это и есть новое название древнего Галикарнаса – уже в середине века XIX, вместе с археологом, бывшим сотрудником отделения Античности Британского музея сэром Чарльзом Томасом Ньютоном. В 1856-57 годах он, при финансовой поддержке британского посла в Константинополе, проводил археологические раскопки в районе древнего Галикарнаса и обнаружил место нахождения и остатки гробницы, фрагменты статуй. Несколько фризов удалось снять даже со стен замка Святого Петра! Британцы сумели вывезти все это в Лондон, в Британский музей, а хранить все это в 1860 году вновь назначили сэра Чарльза.
Галикарнасское чудо света выглядело, вероятно, вот так. |
Фризы с сюжетами амазономахии (борьбы богов и героев с племенем амазонок) были сняты со стен замка Св.Петра в 1846 году и отправлены в Британский музей в Лондоне. |
Готовя эту статью, я, конечно, планировала разместить
фотографии экспонатов Британского музея. Я выбрала несколько фото на официальном сайте музея.
Но оказалось, что их нельзя использовать ни в каких электронных источниках. Но как же мне тогда удалось проиллюстрировать пост? А это уже совсем другая история - новейшая…
*Сатрап – правитель сатрапии. Провинции в Древней Персии назывались
сатрапиями.
**Годы правления Мавсола 377 – 353 гг. до н.э.
Очень интересно и интригующе, статуи шикарные и франменты с амазонки, очень!!!! Очень впечатляет!!!
ОтветитьУдалитьМаша, как хорошо, что ты вернулась к безграничному Интернету, а то без комментариев скучно. Спасибо, мой постоянный читатель!
УдалитьА почему продюссер на фоне мавзолея? Вы совсем переехали в Лондон?
ОтветитьУдалитьАлла уже вернулась из Лондона, но очень кстати там побывала, иначе статья все еще была бы рукописью или черновиком. Что касается продюсера, то другой фотографии с нашим известным мавзолеем у меня просто нет. Но пусть уж будет с известным оперным продюсером, чем с каким-нибудь Васей Пупочкиным!
УдалитьФрагменты конечно с амазонками
ОтветитьУдалить))))!!!!
ОтветитьУдалитьЛеночка, какая ты молодец! Очень интересно, откуда только у тебя время берется, собрать информацию и написать! Браво из Новой Зеландии!!!!
ОтветитьУдалитьЛенок, очень интересно, я даже и не подозревала, что фотографирую!
ОтветитьУдалитьНу что ж, в этом тоже была своя интрига (на турецком звучит "энтрика" с ударением на первый слог, даже я сразу не распознала).
Удалить