О Турции с любовью: Источники: «Пройдемте на тысячу лет назад»

понедельник, 12 ноября 2012 г.

Источники: «Пройдемте на тысячу лет назад»

В продолжении статьи "Источники: из солнца и огня"

Вот еще одна история о том, как я нашла поистине неиссякаемый источник информации. Эта встреча была совершенно неожиданной, но очень ценной. Это произошло в Москве, в одном из магазинов сети РЕСПУБЛИКА. Копалась на полках с путеводителями, тщательно копалась среди уже давно вышедших хорошо знакомых книг. И вдруг на самой нижней полке, почти на полу раскопала клад: «В поисках Константинополя» Сергея А. Иванова – путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вот это удача! 

Как же не хватало мне такого труда. Ведь на экскурсиях по Турции нам предоставляется очень мало информации о временах, когда турки еще не завладели территорией Малой Азии. А ведь для нас, россиян, история христианской Восточной Римской империи представляет особый интерес, поскольку именно  Российская империя явилась преемницей православных традиций средневековой Византии. Но почти все исторические подробности, освещаемые экскурсоводами в Турции, относятся уже к временам, когда пядь за пядью территория
Византийской империи переходила в руки турок. Например, в регионе Аланьи по пояснительным текстам табличек на исторических сооружениях создается впечатление, что до прихода турок-сельджуков (XII-XIII вв. н.э.) здесь не ступала нога цивилизованного человека.

В книге «В поисках Константинополя» можно найти описания, места расположения всех зданий и сооружений, руин и переобустроенных в мечети церквей, сохранившихся в Стамбуле и его окрестностях со времен Византии. Описание каждого объекта сопровождается яркими, сочными историческими подробностями, порой даже анекдотами. В путеводителе приводится множество цитат свидетелей эпохи.


Мечеть Кахрие Джами (бывш. церковь Богородицы Хора). Турки называют ее "Чора".
Внутри почти все стены украшены мозаиками неземной красоты.
Я прочитала статьи о паре мест, которые мне уже удалось посетить. Читая страницы о них, представляя себе эти уголки современного Стамбула, я мгновенно ощутила себя в Царьграде – книга буквально «переверстывает» уже имеющиеся воспоминания! Стиль подачи исторического материала таков, что читаешь книгу как роман, а совсем не как бессюжетный путеводитель. У меня возникло то же ощущение , что и когда-то при чтении «Имени розы» Умберто Эко, - на душе как будто щекотно. Судьба великого Города в изложении Сергея Аркадьевича Иванова захватила мое внимание куда больше, чем в произведении Орхана Памука...* (Уж извините, это мое личное мнение, конечно.)

Книгу «В поисках Константинополя» вполне можно назвать «машиной времени», ведь это очень подробный тревэл-гайд по городу первого миллениума нашей эры. Огромное количество скрупулезно подобранного материала (в книге более 700 страниц!), представленного не только в описательном виде, но и в картах и схемах, заставляет меня задуматься о том, как же собиралась вся эта информация – автором в одиночку или литературным «коллективом», либо же целой «археологической партией». Рассказ об этом тоже был бы очень интересен.

Сводчатые потолки в храме Святой Софии

От всей души хочу поблагодарить византиниста Сергея Аркадьевича Иванова и всех его помощников. Что я недавно и сделала, послав письмо по электронной почте в Институт славяноведения РАН. И в ответ получила признание автора путеводителя: «Я вправду очень старался и писал ровно десять лет».

Описанные здесь книги – далеко не первые «поступления» в мою копилку знаний. Так, постепенно у меня собирается тематическая библиотека по культуре, истории, кухне, природе Малой Азии, на территории которой и простирается современное Турецкое государство.
Этими статьями я начинаю рубрику «Моя библиотека». Возможно, в нее попадут не только книги,  относящиеся непосредственно к «турецкой» тематике, но и книги, о которых мне просто захочется рассказать.

Пойду писать новые посты о достопримечательностях Стамбула. Ведь фотографий много, а теперь появился и достоверный исторический источник.


* Орхан Памук "Стамбул. Город воспоминаний" - еще неоднократно вернусь и к этой книге. Хоть она у меня всегда читается с трудом, я узнала из нее очень много нового. 

3 комментария:

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Flag Counter